?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, в год 40-летия начала истории крупнейших кругосветных гонок яхт с полными экипажами количество их участников стремительно редеет. На дистанции осталось 2 (две!) лодки! Если так пойдет и дальше, то финишировать будет некому)  А это уже кризис жанра. Я все-таки считаю, что массовость – главное в любых соревнованиях. Да, профессионалы должны быть, в том числе и самые-самые крутые, но пусть они соревнуются между собой, ладно? А остальных, у кого не такое количество денег, зачем лишать возможности участия в престижных гонках? Впрочем, памятуя историю «Косатки», тут даже и не в деньгах дело…

Но хотелось бы не об этом. Об этих гонках – самых сложных, с любой точки зрения – оказывается, в рунете не так уж и много материала. Особенно фото. А я отслеживал их с 1982 года, когда мне в руки впервые попали «Катера и яхты». И сейчас хотелось бы вкратце «вспомнить всё».








По словам знающих людей, всё началось с пива)) Сидели как-то в пивной полковник Билл Уитбред, выходец из семьи пивоваров, и адмирал Отто Стейнер из Королевской Ассоциации парусного спорта, и пришла к ним после энного количества кружек эта идея. Сказано – сделано: спонсирует Уитбред, а продвигает дело флот. И уже 8 сентября 1973 года первая кругосветная гонка яхт с полными экипажами стартовала из Портсмута. Стартовало 17 яхт, а завершило гонку 14. По времени первой пришла (за 144 дня)  ««Great Britain II» (Шкипер Чей Блайт – сам десантник, и команду из десантников набрал) А вот по гандикапу победила яхта мексиканского магната «Sayula II», придя к финишу за 152 дня. Шкипером ее был владелец  - миллионер Рамон Карлин. Эти яхты не были специальными, гоночными, и экипажи не были «профи». Не было никакой электронной навигации (сейчас без неё на торговых-то судах уже ходить не умеют), только компас, секстан и часы. Почти не было радиосвязи – сеанс раз в неделю. Зато были песни под гитару по вечерам… Но были и потери. Три яхтсмена пропали без вести в ревущих сороковых…



Тем не менее,  успех предприятия был  большим. Интерес к гонке возрос, появились спонсорские возможности. Специально к следующей гонке уже стали строить яхты.
Она стартовала 27 августа 1977 года в Саутгемптоне. На эту гонку уже был отбор (яхты более 50 футов), и стартовало в ней 15 яхт. Все они дошли до финиша, а победителем стал кеч «Флайер» под командой Корнелиуса Ван Ритсхотена. ««Great Britain II» в этой гонке тоже участвовал, и даже выиграл два последних этапа.



В третьей гонке, стартовавшей 8 августа 1981 года, Ван Ритсхотен снова победил, на «Флайере II», несмотря на сердечный приступ во время гонки. Результат был – 119 дней. Участвовало 29 яхт, но финишировало только 20 – погодные условия… Главным соперником Ритсхотена был Питер Блейк – один из известнейших яхтсменов 80-х, на «Керамко Нью Зиланд.», однако поломка мачты на первом этапе не дала ему победить.




В следующей гонке, стартовавшей 28 сентября 1985 года, участвовали уже только яхты, специально для этих гонок построенные. Их было 15, из 10 стран. В гандикапе выиграла одна из самых маленьких участниц: 58-футовая французская одномачтовая яхта L'Esprit d'Equipe под управлением Лионеля Пина. Первой же по реальному времени стала 85-футовая UBS Switzerland.




Следующая гонка, состоявшаяся в 1989-90 гг, стала одной из известнейших за всю историю парусного спорта – именно благодаря массовости. Гандикап был отменен и введены 3 гоночные группы – 50-, 60-ти и 80-футовики. Этапов стало 6 вместо 4-х, как было раньше.Участвовало 23 яхты из 13 стран Питер Блейк наконец-то показал все, на что он способен, и его 80-футовый кеч «Штейнлагер II» , построенный по проекту Брюса Фарра, лидировал во всех этапах, и выиграл гонку за 128 дней и 9 часов. И в первый (и в последний) раз в этой гонке участвовала советская яхта – 80 футовая «Фазис» (потом – «Фазиси-Пепси»).



История участия этой яхты в гонке полна драматизма, команда из энтузиастов прилагала титанические усилия для борьбы за честь страны, которой в то время было совсем не до них… Первый капитан «Фазиса», Алексей Грищенко, погиб – причина его смерти до сих пор неизвестна. И до сих пор об эпопее этой яхты – одной, без преувеличения, из героических страниц в нашей истории – знает только ограниченный круг яхтсменов. А ведь, несмотря на все трудности, «Фазиси» стала в итоге 11-й (из 21 финишировавших яхт).




Ещё одной из интересных страниц этой гонки стало впервые участие в ней полностью женского экипажа – на яхте «Дева», шкипер Трейдси Эдвардс. Она заняла второе место в своей группе.
Широкая известность гонки привлекла большое количество спонсоров, и борьба за деньги обострилась. На следующую гонку, проходившую в 1993-94 годах, были допущены лишь специально для неё спроектированные яхты классов «Уитбред-60» и «Макси-80». Всего стартовало 14 яхт, одна из которых – испанская «Фортуна» - не финишировала. А первой стала новозеландская 84-футовая «Нью Зиленд Индевор» со шкипером Грантом Далтоном – ветераном трех предшествовавших гонок. Её результат был – 120 суток. В 60-футовом классе выиграла «Ямаха» (шкипер Росс Филд, тоже новозеландец). Эта же яхта была второй и в общем зачёте! Победа в этом классе далась  нелегко. В этом же классе участвовали и две украинские яхты – «Одесса» и «Гетман Сагайдачный».




Седьмая гонка, проходившая в 1997-98 годах, стала последней под патронажем «Уитбреда» (пиво кончилось?) Концерн «Вольво» выкупил права на проведение гонок у «Уитбреда». Технические требования и стоимость постройки яхт возросли, и в гонке остался только класс 60-футовиков. (Всего вышло на старт 10 яхт, финишировало 9). Зато количество этапов увеличилось до девяти! На яхтах установили камеры, позволяющие отслеживать каждый момент плавания, и гонка широко транслировалась в масс-медиа. Началась трансляция в Интернете, и в день старта на сайте гонки побывало аж 13 миллионов посетителей!
Борьба за победу была упорной. боролись известные шкиперы – Денис Коннор, Пол Кайар, Грант Далтон. Победа досталась Кайару на шведской яхте EF Language, Далтон на «Мерит» под флагом Монако был вторым. Сразу после финиша было объявлено о покупке регаты компанией «Вольво» и её переименовании в «Вольво Оушен Рейс


».

Итак, в новом, XXI веке, регата стала называться «Вольво Оушен Рейс». Что изменилось в ней самой? Во-первых, ввели новые правила постройки яхт, правила их обмера. Их условия – парусность, новые материалы, требования по безопасности, и т.д. – увеличивали возможности яхт, но и сильно удорожали их стоимость. Но, в основном, это были жесткие правила, в которых тот, кто может построить «наиболее современную лодку», тот и выигрывает. В итоге пришли в тупик, и развернулась «борьба за шкиперов» - а многие из них, протестуя против «нововведений», ушли из гонки. Чтобы как-то компенсировать «одинаковость», ввели «портовые гонки», в которых соперники могли набрать очки, чтобы как-то сохранить интригу – иначе лодка, оторвавшаяся от других, оставалась бы лидером на всей дальнейшей дистанции. Всего этапов осталось девять (с портовыми гонками), а яхт – восемь. Стартовала гонка 23 сентября 2001 года. Лидировали во всех этапах в основном две – «Асса Эблоу» под шведским флагом со шкипером Нилом Мак Дональдом, и немецкая «Илльбрюк Челлендж» во главе с Джоном Костецки. Последняя и выиграла гонку с отрывом от соперника в 6 очков. Интересно, что на одной из яхт (финишировавшей последней) – «Амер спортс II» - был полностью женский экипаж (пока последний случай в истории этих гонок), шкипером которого была Лиз МакДональд –жена Нила Макдональда, шкипера «Асса Эблоу». Никогда раньше муж и жена не соперничали в этой гонке!

Следующая гонка состоялась в 2005-2006 году, и её главная интрига была связана с пиратами Карибского моря).

Но всё по порядку. Гонка стартовала 5 ноября 2005 года в Санхенхо (Испания), и в ней участвовало уже семь яхт. Яхты были нового класса – VOR 70 - 70-футовые. Это был новый класс, поскольку в рамках 60 футов представлялось невозможным реализовать нововведения, связанные с материалами и правилами постройки яхт. 70 футов дало хоть какой-то простор конструкторской мысли, (за счет качающегося киля – устранения балластной системы, и угольной мачты удалось сразу сэкономить больше полутонны в весе!) и этот класс сохраняется в гонках и поныне.  И по большей части гонки превратились в «состязание конструкторов». Этапов оставалось 9, но к каждому «пристёгивалась» портовая гонка, в которой соперники могли наверстать упущенное. Помимо этого, такие гонки собирали и большое количество зрителей – что давало дополнительный профит. И ещё – старт этой гонки впервые был дан не в Великобритании.

Неофициальным фаворитом считалась испанская «Мовистар», совершившая рекордный переход и достигшая скорости, на три узла большей скорости истинного ветра ещё при перегоне к месту старта. Она же выигрывала и портовые гонки. Но на длинных этапах и сложных погодных условиях вперед вырывались лодки аргентинского конструктора Х. Коуйоумджийяна – «ABN Amro I» и «ABN Amro II», а «Мовистар» безнадёжно отставал. Кроме того, оказалось, что его рекорды достигнуты ценой чрезмерного облегчения конструкции, и поломка следовала за поломкой. В конце концов, 20 мая в Атлантике на 6 этапе в результате поломки киля экипаж «Мовистар» не смог справиться с течью и вынужден был оставить яхту, перейдя на борт «ABN Amro II». Перед этим на «ABN Amro II» погиб яхтсмен, выпав непристёгнутым из кокпита…

А «темной лошадкой» гонок стала другая яхта, совсем не дававшая рекордных показателей. Названная сначала «Mean Machine», она в самом начале первого этапа лишилась своего спонсора, и практически вышла из гонки. И тогда её спонсором стала компания Уолта Диснея: лодку назвали «Пираты Карибского моря», рекламируя популярный фильм, и раскрасили в пиратском «стиле». И, хотя первый этап она всё-таки проделала на борту «Руслана», прилетев в Кейптаун по воздуху, в дальнейшем она выступала ровно, и завоевала 2 место. Её шкипером был Пол Кайар – победитель последней «Уитбред».



Первой же в гонке заслуженно стала «ABN Amro I» во главе с Джоном Костецки.

К следующим гонкам в правилах постройки яхт были учтены уроки первого опыта нового класса и введены ограничения по весу, водоизмещению и другие, способствующие повышению надёжности яхт. Старт гонок 2008-09 годов был произведен в испанском Аликанте, а этапов стало уже 10. Кроме прочего, в гонку заявилась команда «Тeam Russia», спонсируемая петербургским бизнесменом Олегом Жеребцовым на яхте «Косатка». Я бы не назвал эту команду российской, так как и лодка была построена за рубежом, и шкипером был немец, и русских на ней было раз-два и обчелся… Но сперва про сами гонки. Помимо портовых гонок было добавлено прохождение так называемых «контрольных точек» (их было семь), за прохождение которых давались дополнительные очки. Поскольку яхты были близки друг другу по конструкции (с учетом новых правил), то разрывы между ними на этапах были не столь велики, за исключением «Косатки», стабильно приходившей последней с отрывом в несколько дней. В конце-концов, в Сингапуре  «Косатку» остановил финансовый кризис – деньги у О. Жеребцова кончились, а нового спонсора найти так и не удалось.

Маршрут гонок в этот раз была изменен – вместо ревущих сороковых он был проложен по Индийскому океану с его слабыми ветрами (всё-таки боялись за матчасть!) А местом финиша последнего этапа и всей гонки стал Санкт-Петербург.
Поломки, конечно, были и в этот раз, но они не были столь фатальными, как в случае с «Мовистаром». Наиболее стабильно на этапах лидировала шведская «Эрикссон 4», она же и стала победителем (шкипер Торбен Граэль). На одном из этапов она поставила рекорд скорости суточного перехода – 596 миль, идя со средней скоростью 24,85 узла (46,02 км/ч).


И, наконец, сейчас проходит последняя (на сегодняшний день), 11-я по счёту кругосветная гонка. В ней участвуют всего 6 яхт – минимальное количество за всю историю регаты! Более того – в результате поломок (снова облегчение конструкции яхт сказывается – поломки слабых корпусов, падают угольные мачты) – в данный момент на дистанции осталось всего две (2) яхты! Эта «Пума» (флаг США, шкипер Кен Рид) и испанская «Телефоника» (шкипер Икер Мартинез). И обе эти яхты спроектированы Хуаном Койоумджияном!

>Конечно, можно говорить, что это стала гонка денег, конструкторов, и т.д. Процесс, в общем-то в сегодняшнем мире объективный – с другими известными гонками происходит то же самое. Но гоняются всё-таки люди. И, хотя их и мало, участие в гонке «Уитбред-Вольво» было и остается вершиной яхтенного мастерства и самопреодоления, целью и заветной мечтой многих гонщиков-яхтсменов и одним из труднейших предприятий в сегодняшнем мире. Но всё же хотелось бы, чтобы их было больше!






Tags: